2025 / 26
В своей работе я активно внедряю современные образовательные технологии, что позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, динамичным и интересным для ребенка. Комплексное использование данных технологий направлено на преодоление речевых нарушений, всестороннее развитие личности ребенка и достижение стабильных положительных результатов.
1. Здоровьесберегающие технологии
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание комфортной коррекционной среды.
Дыхательная гимнастика: Техники А.Н. Стрельниковой, игры и упражнения для развития речевого дыхания («Загони мяч в ворота», «Снежинки»). Способствуют увеличению объема дыхания, нормализации его ритма, формированию правильной воздушной струи.
Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики: Система упражнений для тренировки пальцев рук, что напрямую стимулирует развитие речевых центров мозга. Использую массажные мячики-ежики, су-джок, игры с крупами, шнуровки.
Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): Комплексы движений, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование»). Улучшают внимание, память, снижают утомляемость.
Артикуляционная гимнастика: Система упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Провожу в форме сказок о «Веселом Язычке» с использованием зеркал и картинок-образов.
Элементы логопедического массажа: Растирание, разминание, поглаживание для нормализации мышечного тонуса артикуляционных органов. Использую зондовый массаж (по показаниям) и ручной массаж.
Динамические паузы и логоритмика: Сочетание движения, речи и музыки для развития общей моторики, темпа и ритма речи.
2. Игровые технологии
Цель: повышение мотивации к логопедическим занятиям, усвоение знаний в доступной и привлекательной для ребенка форме.
Дидактические игры: Авторские и готовые игры на развитие фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи («Подбери картинку», «Четвертый лишний», «Составь предложение»).
Сюжетно-ролевые игры: Создание ситуаций, в которых ребенок использует отрабатываемые речевые конструкции в условно-реальной среде («Магазин», «Больница», «Путешествие»).
Театрализованная деятельность: Использование настольного, пальчикового, кукольного театра для работы над интонационной выразительностью, диалогической речью и преодоления застенчивости.
3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Цель: повышение наглядности и эффективности коррекционного процесса через использование цифровых ресурсов.
Интерактивные логопедические игры: Специализированные компьютерные программы и онлайн-платформы («Мерсибо», «Логопедия PRO», «Игры для Тигры»).
Мультимедийные презентации: Создание собственных презентаций для автоматизации звуков, расширения словаря, развития связной речи по лексическим темам.
Использование аудио- и видео материалов: Запись речи ребенка для самоанализа, прослушивание образцов правильной речи, просмотр учебных фильмов.
4. Технологии проблемного обучения
Цель: развитие познавательной активности, самостоятельности и критического мышления.
Создание проблемных ситуаций: Например, «Почему этот звук не хочет «дружить» с другими?», «Как нам помочь слову встать на нужное место в предложении?». Это стимулирует ребенка к поиску решения.
5. Технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения
Цель: учет индивидуальных особенностей, структуры речевого дефекта и темпов развития каждого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут: Разработка для каждого воспитанника персональной программы коррекции с учетом заключения ПМПК и собственной диагностики.
Подбор заданий разного уровня сложности: Для сильных детей – усложненные варианты, для детей с трудностями – задания с большей степенью поддержки и наглядности.
Создание ситуации успеха: Поддержка ребенка, вера в его силы, поощрение за малейшие достижения.
6. Альтернативные и дополняющие технологии
Цель: активизация резервных возможностей организма, воздействие на сенсорные каналы восприятия.
Арт-терапия: Использование рисования, лепки, аппликации для снятия напряжения, развития мелкой моторики и как стимула для речевого высказывания («Нарисуй звук», «Слепи сказку»).
Песочная терапия: Работа с кинетическим песком для развития тактильных ощущений, снятия эмоционального напряжения и создания сюжетов для развития речи.
Сказкотерапия: Сочинение и анализ сказок для коррекции эмоционально-личностных проблем и отработки речевых навыков.